«Радость Танца», журнал «Пяти-Па»

Я обожаю балет. Могу часами сидеть у телевизора и смотреть балетные конкурсы, спектакли, всё, что от щедрот своих отмеривает нам канал «Культура»

По образованию я музыкант, пианистка. Но это потом, а вначале, с самого детства был балет. Вокруг сплошные танцы.

Мама, Алла Эдуардовна Фин — балерина музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Папа, Владимир Павлович Бурмейстер — в течение 40 лет бессменный руководитель балетного коллектива того же театра, он же постановщик и хореограф почти всех балетных спектаклей репертуара. Кроме того, папа — внучатый племянник Петра Ильича Чайковского*, и его необыкновенная музыкальность, может быть, перешла к нему от знаменитого двоюродного деда!

В семье у нас царил культ Чайковского. Пётр Ильич относился всерьёз к так называемой «балетной музыке» это образное выражение, обозначающее второстепенное, сопровождающее место музыки в балетах, никак не относится к балетной музыке Чайковского. Музыка «Лебединого озера», «Спящей красавицы» и «Щелкунчика» сама рассказывает эти чудесные сказки. Она властно ведёт за собой хореографию, и хореографу остаётся только послушаться и идти на её зов. На мой взгляд, это вполне удалось отцу в его уникальной интерпретации «Лебединого озера», прославившей в своё время балетную труппу театра К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Недаром он оказался первым хореографом, прорвавшим «железный занавес». Французы, побывавшие на его «Лебедином», пригласили отца в Париж, и в 1963 году, в «Гранд Опера» он поставил «Лебединое озеро». Успех превзошёл все ожидания. Балет шёл долго, а затем несколько раз возобновлялся именно в постановке Владимира Бурмейстера.

В конце войны наша семья оказалась без жилья, и театр выделил отцу комнату в общежитии, которая находилась в чердачном помещении театра. Там жили балетные актёры с семьями. Туалета, простите за подробность, не было, приходилось посещать театральный. Под этим предлогом каждый вечер я мчалась на театральную галёрку и там забывала обо всём на свете. Оперы, оперетты и, конечно же, балеты я знала наизусть. Могла бы исполнить любую партию.

Чтобы исправить осанку мама взяла меня в свой балетный класс**. Увы, классических балетных данных у меня не было: ни гибкости, ни шага, ни выворотности, только танцевальность и музыкальность. Гран-плие делала коленками вперёд, нога поднималась максимум на 90 градусов. Мама меня выгнала, к тому же я уже училась музыке в Гнесинке. Но, тяга к театру оставалась.

Я не только люблю балет, но и неплохо в нём разбираюсь, чувствую танец. Это сказывается на моей пианистической деятельности — люблю включать в свой репертуар музыкальные произведения танцевального плана: мазурки, вальсы, полонезы … Но, увы, моё искусство невидимо, танцевать могу только «руками».

Мои актёрские наклонности тоже требовали и требуют реализации, ведь звуками можно рассказать истории, драмы, даже трагедии, особенно в программных произведениях композиторов-романтиков. Иногда получалось, но как же это трудно — передавать пальцами!

Однажды получила потрясающий комплимент: как-то после концерта мне сказали, что я играю на рояле по системе Станиславского. Кстати, про отца тоже говорили, что его спектакли — это система Станиславского в балете.

Примерно с 1985 года я, наконец, нашла ту нишу в искусстве, которая дала мне возможность реализоваться, как актрисе, как автору либретто и режиссёру, не покидая при этом главного занятия — музыки. Я стала придумывать театрализованные литературно-музыкальные композиции для детей под общим названием «Душа ребёнка». За основу беру хорошую литературу и вставляю фрагменты классических музыкальных произведений, подходящих по настроению стилю и времени. Чаще всего это бывают сказки. Я сама рассказываю, играю, аккомпанирую певцам, придумываю мизансцены и диалоги. Мне хочется, чтобы дети привыкали слушать музыкальную классику, но при этом не скучали. Разнообразие необходимо. Фортепиано, скрипка, флейта, фагот, клавесин и, конечно, вокалисты — вот постоянные участники моих сказок-спектаклей. Костюмы, парики, маски, позволяющие играть сразу несколько ролей. Все мои музыканты умеют говорить на сцене — вести диалоги. При этом для детей, как воздух необходим «зрительный ряд», движение, поэтому я мечтала о балетных номерах. В Москонцерте, где я работаю уже 40 лет, была балерина с малым набором балетных миниатюр, а у меня каждый сезон по 7 спектаклей, которые проходят по абонементам, а это значит, что повторяться нельзя — каждый месяц новый спектакль.

И вот судьба сделала мне подарок: я встретила удивительного, талантливого и замечательного человека Ольгу Евгеньевну Воробьёву — организатора, вдохновителя и хореографа детского ансамбля танца «Сказка».

Сейчас мы сотрудничаем с Ольгой Евгеньевной и её дочерью Василисой в той таинственной сфере искусства, которая обращена к детям. Проникнуть в эту сферу удаётся только тем, кто сам, несмотря на возраст, в душе остался ребёнком. Дети тонко чувствуют фальшь и сюсюканье, они терпеть не могут, когда их принимают за несмышлёнышей. Если честно, то я с гораздо большей ответственностью и трепетностью отношусь к каждому детскому спектаклю, чем к концертам для взрослой публики.

Однажды на мою композицию Ольга Евгеньевна привела свою дочь, очаровательную белокурую девочку Василису, которая старательно исполнила поставленный мамой танец. Дети — зрители были в восторге. Так началось наше сотрудничество. Почти каждый месяц я просила приготовить новую хореографическую миниатюру. Василиса приобретала мастерство и росла на моих глазах. Сейчас она превратилась в прекрасную балерину. Яркая, сильная, красивая, она покоряет зрителей эмоциональностью, драматизмом и образностью. В последних композициях она танцует по три танца, которые несут смысловую нагрузку — это персонажи спектакля.

В «Снежной королеве» она вихрем врывается в комнату к Каю в образе Снежной королевы, затем она преображается в маленькую разбойницу, а в самом конце спектакля — она птица счастья, прилетевшая к спас- , шимся от Снежной королевы детям. Все эти хореографические миниатюры как бы цементируют композиции, оживляют их. Я очень благодарна и Ольге Евгеньевне, и Василисе.

Вначале я и не думала, что у Ольги Евгеньевне в «Сказке» столько детей, потому что она очень скромный человек и ничего не рассказывала ни о себе, ни о своём коллективе.

Но вот однажды Ольга Евгеньевна пригласила меня на 35-летний юбилей «Сказки» и попросила выступить перед концертом. Я впервые увидела выступления этого прекрасного ансамбля. И пожалела, что раньше не видела, как работают ребята, потому что моё вступительное слово было бы ярче, теплее, восторженнее.

Я действительно пришла в восторг от того, с каким вкусом, фантазией и любовью поставлены все номера, как точно совпадают музыка и хореография, как увлечённо танцуют дети, как умело обыгрывается возраст исполнителей. Самые маленькие, которые ещё ничего не умеют, всё равно выступают, изображая растущие грибочки, птичек, бабочек. А старшие уже почти профессиональны и у всех без исключения горят глаза.

Сколько их, вот таких ребятишек прошло через руки Ольги Евгеньевны! Ведь все они уже заражены самым прекрасным «вирусом» на свете — радостью танца и тягой к сцене. Самые маленькие танцоры уже знают, что такое труд, дисциплина, счастье удачи и горечь неудачи, что значит слово «надо». Они уже умеют с этим всем справляться. И, чем бы они ни занимались в будущем, за этих детей уже можно не беспокоиться — никто из них не попадёт на улицу, в этот страшный уличный социум, так беспощадно губящий подрастающее поколение.

Мир держится на таких людях, как Ольга Евгеньевна Воробьёва. Она всю себя отдаёт любимому делу — прекрасному танцу, воспитав, по ходу дела прекрасную дочь, а теперь и внучку, и ещё десятки детишек, будущих танцоров, а может быть физиков, математиков, врачей, педагогов … И всем она дарит добро и тепло своего сердца.

Я желаю Ольге Евгеньевне и её прекрасной «Сказке» удачной творческой жизни и новых побед на поприще хореографии.

 

* Мать Владимира Павловича Бурмейстера — дочь двоюродного брата Петра Ильича Чайковского.

** Одно время в театре была организованна балетная школа и мама работала там педагогом. Впоследствии школу аннулировали, но весь первый выпуск пополнил ряды балетной труппы театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

 

 

Заслуженная артистка России, музыковед

Наталья Бурмейсътер — Чайковская

 

Журнал студия «Пяти-Па» №2 (27) 2009г